Апостол Марк Евангелист — житие, Евангелие от Марка

Апостол и евангелист Марк

Память 25 апреля/8 мая
Апостол и Евангелист Марк. Византия. XI

Житие

Апостол и евангелист Марк

Святой Марк, родом еврей. Он происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил первоначально в Иерусалиме. По-еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его Марк – латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому, когда с апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в Рим.

Апостол и евангелист Марк входил в число 70 учеников Христа

Он был из числа 70-ти учеников Господа. И, следовательно, являлся очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в Гефсиманском саду упоминается некий юноша. Он в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником. При этом обернулся полотном по нагому телу. Но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно и бежал от них (Мк. 14:51–52). Одеяние юноши показывало, что он внезапно ночью выбежал на шум из того дома, которому принадлежал сад.

Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк. И что вертоград Гефсиманский принадлежал его семье. Книга Деяний апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка Мария имела в Иерусалиме свой дом. Именно в нем нашел пристанище апостол Петр после чудесного изведение из темницы Ангелом (Деян. 12:1–12). После вознесения Господа на небо этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих. А также и местом пристанища для апостолов. Поэтому святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами. Он участвовал в их молитвенных собраниях, и сблизился с самими апостолами.

Близкий круг общения святого Марка

В особенно близкое общение вошел он с апостолом Петром, питавшим к нему отеческую любовь и расположение. Это видно из слов самого апостола Петра, который в своем послании пишет: 

приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой (1 Пет. 5:13).

Святому Марку доводился дядей святой апостол Варнава, по происхождению левит, родом с острова Кипр. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному апостолу – святому Павлу, когда тот, после своего чудесного обращения к вере во Христа (Деян. 9), в первый раз прибыл в Иерусалим.

Начало апостольских трудов

В 44 или 45 году по Рождестве Христове христиан иерусалимских постигло большое бедствие. Разжигаемые ненавистью, иудеи набросились на их дома и беспощадно разграбили их имущество. Поэтому христиане терпели великий голод. Услыхав об этом, антиохийские христиане тотчас пришли им на помощь. Они сделали сбор между собой. Затем поручили лично Варнаве и Павлу, пребывавшим в то время в Антиохии, доставить пособие в Иерусалим. Исполнив поручение, апостолы Варнава и Павел возвратились в Антиохию и взяли с собою Марка (Деян.12:25). С этого времени Марк, сделавшись сотрудником Варнавы и Павла, взял на себя великий подвиг апостольских трудов по благовестию веры Христовой иудеям и язычникам.

Первое апостольское путешествие

Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк в тот же год принял участие в первом апостольском путешествии из Антиохии. Его взяли в качестве ближайшего их помощника для проповеди Евангелия. Вместе с Павлом и Варнавою Марк был в приморском городе Селевкии. Отсюда отплыл на остров Кипр. Он прошел его с востока на запад от Саламина до Пафа. В Пафе Марк был очевидцем чудесного поражения слепотою, по слову апостола Павла, волхва иудеянина Вариисуса, по имени Елима. Он старался отвратить от веры в Господа проконсула Сергия, призвавшего Варнаву и Павла для слушание слова Божия (Деян. 13:6–12). Но прибыв в город Пергию, Марк оставил апостолов Павла и Варнаву и возвратился в Иерусалим в дом своей матери.

Святой Марк в Риме

По прибытии в Иерусалим, Марк присоединился к апостолу Петру и в скором времени отправился вместе с ним для проповеди Евангелия в Рим. В это время в Риме уже были верующие во Христа. Книга Деяний апостольских свидетельствует, что между очевидцами необыкновенной перемены, происшедшей в апостолах по сошествии на них Святого Духа и слушателями первой проповеди апостола Петра о Христе Спасителе были пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, то есть, обращенные в иудейство язычники (Деян. 2:10–41).

Эти люди, по возвращении своем в Рим принесли туда веру свою во Христа. Без сомнения, что и после сего многие иудеи, жившие в Риме в большом количестве, посещали ежегодно на праздниках Иерусалим. Там они слушали проповедь о Христе. После этого, возвращались в Рим христианами. Наконец, в Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по гражданским и другим делам многие христиане. Таким образом они содействовали умножению там числа верующих во Христа. Святой апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии святого Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме. При этом он обратил ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Из которых около 3 000 мужей приняли крещение.

Евангелие от Марка

Слыша святые слова проповеди евангельской из уст апостолов и горя верою в Господа Иисуса Христа, римские христиане не удовольствовались одной устной проповедью. Они пожелали иметь у себя и письменный памятник христианского учения. Для этого приступили к спутнику апостола Петра святому Марку. Они с мольбой просили его записать все святые слова, какие он вместе с Петром сказал им о Христе Господе.

Марк исполнил благое желание римских христиан. Он написал для них свое Евангелие. В нём изложил события из жизни Господа Иисуса Христа во время Его пребывания на земле. Но при этом с точностью не только записал, сколько запомнил, все то, чему учил и что творил Господь! Причем, тщательно заботясь при этом, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить.

В своем Евангелии святой Марк преимущественно описывал действия Спасителя. Но особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. Написанное Марк отдал на рассмотрение апостолу Петру. И святой Петр своим свидетельством утвердил истину написанного Марком Евангелие. Но самое главное, одобрил его для чтение в Церквах. Посему Евангелие Марка было принято всеми Церквами без всякого противоречия как писание апостольское, боговдохновенное. Время написание его падает приблизительно на 46 год по Рождестве Христовом.

Проповеди Евангелия на побережье Адриатического моря

После трудов в Риме святой Марк по повелению апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в город Аквилею. Он расположился на северном берегу Адриатического моря. В этом богатом городе, называвшемся вторым Римом, святой Марк основал Церковь. Кроме того, он посетил с проповедью Евангелия и другие места по берегу Адриатического моря. И всюду устраивал Церкви Божии.

Проповеди Евангелия в Египте

Затем святой Марк, по распоряжению же апостола Петра, отправился для проповеди Евангелия в Египет. Это было, как свидетельствует Евтихий, патриарх Алекеандрийский, на девятом году царствования Клавдия. То есть около 49 года по Рождестве Христовом. В Египте, смежной с Палестиною языческой стране, еще со времени Александра Македонского было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города. И имели свои синагоги, свой синедрион. Кроме того, не только храм наподобие храма Иерусалимского, но также священников и левитов по закону Моисееву.

Здесь в Египте, по повелению царя Птоломея Филадельфа, был сделан около 271 года до Р.Х. перевод книг Священного Писания Ветхого Завета с еврейского языка на греческий. Через это Божественное откровение о спасении рода человеческого сделалось доступным и самим язычникам. В памяти египетского народа еще живо было знаменательное падение идолов одного языческого храма. Оно сопровождало, по свидетельству отцов Церкви, прибытие Святого семейства с Богомладенцем Иисусом. Это было тогда, когда оно бежало от руки жестокого Ирода. Наконец, могло быть даже, что и в этой стране были свидетели чудесного сошествия Святого Духа на апостолов, принесшие и сюда семена Христова учения. Во-первых, все это в сильной степени приготовляло жителей Египта к принятию учения христианского. Во-вторых, обещало большой успех проповеди святого Марка.

И действительно, как свидетельствует историк Евсевий, когда святой Марк первый из апостолов прибыл в Египет и начал проповедь Евангелия, то при самом начале его проповеди уверовало во Христа великое множество мужей и жен. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал Церковь и был первым ее епископом.

Путешествие на Кипр

Здесь святой Марк много потрудился в подвиге просвещения светом Христовой веры. Причем, как иудеев, так и язычников, пребывавших дотоле во тьме идольского служения. Благоустроив затем Церкви в Александрии и смежных с нею городах рукоположением к ним епископов и прочих клириков, святой Марк после того оставил Египет. Куда отправился он отсюда и был ли он в Иерусалиме на апостольском соборе (около 60 или 51 года по Р.Х.), неизвестно. Но когда апостол Павел перед отправлением во второе апостольское путешествие был вместе с Варнавою в Антиохии, то здесь с ними встретился и святой Марк и отсюда вместе с дядей своим Варнавой отправился на его родину, в Кипр (Деян. 15:36–40).

Второе посещение Египта

Потрудившись вместе с апостолом Варнавой некоторое время в подвиге благовестия Христова, Марк в другой раз отправился в Египет. Но туда, в то же время или немного спустя, прибыл и апостол Петр. Благовествуя в разных сторонах Египта и устрояя в них Церкви, апостолы в это время между прочим положили основание Христовой Церкви и в египетском городе Вавилоне. Именно там Петр и написал свое Первое соборное послание к малоазийским христианам (1 Пет. 5:13). В Египте святой Марк пробыл до восьмого года царствования Нерона (царствовал с 54 по 68 г.).

Сближение с апостолом Павлом

В последующее время святой Марк снова соединился с апостолом Павлом и вступил в число сотрудников его. Во время пребывания апостола Павла в узах в Риме (от 61 до 63 г. по Р. Х.) святой Марк вместе с некоторыми другими лицами разделял благовестнические труды сего апостола. В своем Послании к Колоссянам, написанном из Рима в это время, апостол Павел называет Марка одним из немногих сотрудников своих для Царствие Божиего, бывших для него в это время утешением (Колос.4:10–11). Как видно из того же послания, святой Марк, по распоряжению апостола Павла, из Рима отправился в Малую Азию, во фригийский город Колоссы, для противодействие лжеучителям, прельщавшим колосских христиан.

Свидетель мученических смертей апостолов Петра и Павла

Где святой Марк провел несколько следующих лет, неизвестно. Но ко времени, близкому ко дням кончины апостола Павла (2 Тим. 4:11), святой Марк находился в Малой Азии, в городе Ефесе, в отечестве святого Тимфеея, епископа Ефесской Церкви. В это время апостолом Павлом, томившимся во второй раз в узах в Риме, было написано послание к Тимофею, в котором он, вызывая Тимофея в Рим к себе на помощь, поручал ему привести с собою и Марка. В Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих своих учителей, великих и первоверховных апостолов Христовых Петра и Павла, которые в одно и то же время пострадали за Христа, – Павел как имевший право римского гражданина был усечен мечом, а Петр распят на кресте.

Третий визит в Египет

По кончине своих великих учителей, святой Марк снова отправился в Египет для благоустроения основанной им Церкви. Много потрудился он в подвиге проповеди Христовой веры в самой Александрии. Столица Египта была средоточием греческой образованности. Здесь находилось знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука. Город переполнен был учеными, философами, риторами и стихотворцами.

Даже иудеи, в большом количестве жившие в Александрии, увлекались языческой ученостью. Для утверждения веры Христовой и с целью противодействовать ученым язычникам и иудеям, святой Марк положил в Александрии основание христианскому Огласительному училищу. В последующее время это училище сделалось средоточием христианского просвещения и прославилось тем, что из него вышли знаменитые учители Церкви Пантен и Климент и некоторые из отцов Церкви: Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец и другие.

Заботясь об устроении церковного богослужения, святой Марк составил чин литургии и передал его христианам Александрийской Церкви. Этот чин литургии сохранялся здесь и в последующие века. В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе некоторые молитвы приписываются евангелисту Марку.

Проповеди Евангелия в странах Африки

Благоустроив Церковь Александрийскую, святой Марк в своих заботах о проповеди Христова учение не оставлял своим вниманием и усердием жителей и других городов и местностей. Он посетил многие внутренние страны Африки, был в Ливии, Марморике, Киренаике и в Пентаполе. Проходя эти города и селения, святой Марк просвещал светом Божественного учения сердца людей, пребывавших во тьме и мраке идолослужения, совершая между ними и великие чудеса. Он одним лишь евангельским словом исцелял болящих, очищал прокаженных, изгонял нечистых и лютых духов.

И такая проповедь его имела громадный успех. Падали кумирни, ниспровергались и разбивались идолы, люди очищались и просвещались, крестясь во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Всюду при евангелисте Марке устроялись Церкви Божии, и Церковь Христова процветала в египетских странах. Под действием святых слов проповеди Евангелиста Марка и под влиянием высокой святости жития его самого, христиане египетские проявляли столько чистоты и высоты совершенства, что служили предметом великого удивления и похвалы со стороны даже язычников и неверующих иудеев.

Страдальческая кончина святого Марка

Такой благоуханный вертоград Христов насадил и возделал многоболезненными трудами своими святой евангелист Марк в странах египетских, где и претерпел страдальческую кончину, быв первым мучеником Александрийской Церкви.

О страданиях и мученической кончине святого Марка повествует блаженный Симеон Метафраст ( IX в.). Святой евангелист Марк во время своего пребывания в Киринии, городе Пентаполийском, получил повеление от Духа Святого. Нужно было идти оттуда для проповеди Евангелия в Александрию. Известив об этом братию, он после прощальной трапезы с христианами, напутствованный их благословением, отплыл из Киринии в Александрию.

Чудеса святого Марка

На второй день он достиг Александрии. Он вышел из корабля и пришел на некое место, называемое Мендион. Здесь, при входе в городские ворота, расселся пополам его сандалий. Этот знак святой принял за доброе предзнаменование. Увидев сапожника, святой отдал ему свой сандалий. Сапожник, починяя сандалий, случайно проколол своим орудием левую руку свою. И, вскричав от боли, призвал имя Божие. Услышав этот возглас, апостол возрадовался духом. Он увидел в сем указании, что Господь устроит ему благополучный путь. Рана же на руке сапожника была очень болезненна, и из нее обильно струилась кровь. Святой Марк, плюнув на землю, сделал брение. После этого, помазал рану его и сказал: “Во имя Иисуса Христа, живущего вовеки, будь здрав”. И тотчас же рана у сапожника закрылась и рука его сделалась здоровой.

Обращение Анания в Христианскую Веру

Поскольку сапожник увидел такую силу в стоявшем перед ним муже и действие его слов, то он пригласил святого Марка к себе на трапезу. Когда после молитвы сели за трапезу, сапожник, любезно начав беседу, спросил святого: “Отче! кто ты? И откуда такая сила в твоем слове?” Святой Марк ответил: “ Я раб Господа Иисуса Христа, Сына Божия”. – “Хотел бы я видеть Сего Сына Божия”. И святой Марк начал благовествовать Евангелие Иисуса Христа. Прежде всего, он начал изъяснять из пророков то, что было предречено ими о Господе нашем. Человек же тот уверовал во все то, что говорил ему святой Марк. И, видя чудеса его, крестился сам, и с ним крестился весь дом его. Но вместе с ними крестилось великое множество людей той местности. Имя этому человеку было Анания.

Число верующих умножалось там день ото дня. Тогда начальники города решили убить святого Марка. Прежде всего из-за того, когда услышали, что некий галилеянин, пришедший к ним, обращается к народу. Во-первых, хулит их богов. Во-вторых, возбраняет приносить им жертвы. Когда апостол узнав об этом решении, он сразу начал действовать. Прежде всего, поспешил поставить для верующих епископом Ананию. Но кроме того, и трех пресвитеров: Малеона (или Малха), Савина, Кердона. А ещё 7 диаконов и 11 клириков для церковной службы. И только после этого ушел оттуда опять в Пентаполь.

Возвращение в Александрию

Здесь святой пробыл два года, совершив ряд действий. Во-первых, утвердил бывшую там братию. Во-вторых, поставил в окрестных странах и городах епископов, пресвитеров и клириков. И только после этого святой Марк возвратился в Александрию. Здесь нашел он братию умножившеюся в числе и преуспевающею в благодати и вере Господней. В Александрии существовал уже христианский храм, построенный близ моря. При виде храма святой Марк возрадовался и, преклонив колена, прославил Бога. Апостол пробыл в Александрии довольно продолжительное время. Христиане той Церкви умножались числом и, укрепляясь в вере, открыто укоряли эллинов в идолослужении. Эллинские градоначальники, когда узнали о пребывании святого Марка в их, городе, решили схватить его. Они слыша о том, что он творит великие чудеса, долго искали его. При этом называя волхвом и чародеем.

Смерть апостола и евангелиста Марка

Приближался пресветлый праздник Пасхи. И вот 24 апреля, в день светлого Христова Воскресения, с которым на этот раз совпал языческий праздник Сераписа, язычники, собравшись большою толпою, внезапно напали на христианский храм. В первую очередь, они схватили совершающего литургию святого Марка. Прежде всего, обвязали его веревками и стали влачить по улицам и предместьям. Святой же Марк, терпя мучение, благодарил за них Господа. Святого влекли по земле, усыпанной острыми камнями. Поэтому тело его покрылось ранами, и кровь, обильно истекавшая из них, обагрила весь путь. Истерзанного таким образом святого нечестивые язычники ввергли в темницу. Но сами, при наступлении вечера, собрались на совет о том, какой смерти предать его.

В полночь апостолу-мученику явился Ангел Господень. Он укрепил на подвиг извещением о предстоящем ему блаженстве на небе. Затем и Сам Господь Иисус Христос утешил его Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа язычников не только извлекла апостола из темницы, но и опять повлекла его по улицам города. Святой уже не вынес таких терзаний и вскоре скончался. Но при этом благодарил Бога и молился к Нему: “В руки Твои, Господи, предаю дух мой!” Произошло это около 68 года по Р.Х.

Но неутолимая злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола: они решились сжечь его тело. Уже разведен был костёр. Но как вдруг случилось сразу несколько чудес. Во-первых, внезапный мрак. Во-вторых, раздался страшный гром. В-третьих, землетрясение, дождь и град рассеяли толпу нечестивцев. И, наконец, дождь погасил огонь. Благочестивые же христиане, с благоговением взяв тело святого, погребли его в каменном гробе. То есть на месте молитвенных своих собраний.

Строительство храма над мощами святого Марка

Над мощами святого Марка в 310 году построен был храм. И они оставались в Александрии до IX века. В первой половине сего века, когда владычество арабов-магометан и ересь монофизитов совершенно ослабили православие в Египте, мощи святого евангелиста перенесены были в Венецию. Именно близ нее(в Аквилее) он некоторое время подвизался в проповеди Евангелия. Там они почивают и до сего времени в храме, посвященном его имени. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелия от Марка. Она написана на тонком египетском папирусе, по преданию, рукою самого евангелиста.

Святое Евангелие от Марка, по Уставу Православной Церкви, кроме особенных случаев, читается на литургиях с 11 до 17-й недели по Пятидесятнице. Потом с 29 до 34-й, исключая дни субботные и воскресные. А также и в субботные и воскресные дни Святой Четыредесятницы, кроме воскресенья первой седмицы.

Изображение на иконах святого Марка

На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом. Об этом изображении сделано примечание к началу Евангелие Марка. Евангелие его начинается повествованием о явлении Иоанна Крестителя. Предтеча своею проповедью о покаянии и приближении Царства Божия огласил пустыню иудейскую. Это был глас вопиющего в пустыне. В сем отношении Марк уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне.

Апостол и евангелист Марк со львом
На иконах апостол и евангелист Марк изображается со львом

Александрийские патриархи, справедливо почитают святого Марка основателем и покровителем своей Церкви. А также и первым патриархом Александрийским, в своих посланиях преподают благословение сими словами:

“Да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого евангелиста Марка”, а на своей печати имеют изображение крылатого льва, держащего Евангелие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *