Преподобная Мария Египетская, как пример для подражания

Преподобная Мария Египетская

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В ряду торжествующих, полных надежды седмиц Великого поста сегодня вспоминается святая преподобная Мария Египетская. Почему Церковь включила ее образ в эти недели?

Не потому ли, что в ней мы видим торжество Божией силы и торжество воистину ответной человеческой любви? Или, может быть, мы видим торжество человеческого отчаянного зова о помощи и победу, которая дается Богом, Его любовью, Его силой и крепостью.

Краткое житие

Мария Египетская
Икона Марии Египетской

О святой Марии Египетской можно сказать кратко. Она была жительница Александрии, женщина дурной жизни, позор своих сограждан, соблазн, погибель. В какой-то день ей захотелось поклониться живоносному Кресту Господню, частица которого находилась в одном из храмов. И не думая о своей греховности, не думая о том, что по ее жизни у нее ничего общего нет с тем Богом чистоты и любви, Которому она хотела поклониться, она дерзновенно захотела войти в храм.

Обращение за помощью к Богородице

Но какая-то сила ее остановила; каждый раз, как она приближалась к вратам, она была отброшена. И она пришла в ужас, и она обратилась к Матери Божией за помощью и за милосердием — и была допущена в храм. Но из храма она не вернулась к прежней позорной жизни; она ушла в пустыню и там провела в неописуемом подвиге, в совершенном одиночестве всю свою остальную жизнь до смерти; жизнь, которая не была жизнью бесплотного существа, но была поистине жизнью воплощенного духа, ожившего покаянием и благодатью.

Уроки от Марии Египетской

Чему мы можем научиться от этой жизни? Преподобная Мария Египетская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого человека. Блуд заключается в том, что человек заблуждается. А еще блуд заключается в том, что цельность человеческой любви раздробляется, мельчает. И вот уже человек неспособен всей душой, всем сердцем , всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога.

Сущность блуда

Блуд в широком смысле, какой ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру. Мы ослеплены тем, что видим, мы не видим невидимого, потому что наше внимание , наш взор приложен только к тому, что видимо и осязаемо. Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви.

А ещё блуд заключается в том, что свою волю мы распыляем так, что она направлена анархично во все стороны. Так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. И это вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? А разве мы цельны сердцем , не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?

Мы все Марии Египетские

Мы можем себе представить себя самих в образе этой женщины. Вся жизнь наша подобна ее жизни. И также, как она, мы порой хотим поклониться Живому Богу. Хотим пробиться до Его животворного присутствия! И как часто мы этого не можем сделать! Как часто мы хотели бы молиться — но молитвы нет. Мы хотели бы любить — но сердце каменно. Хотели бы собрать наши мысли — а они разбегаются , расплываются.

Хотели бы всей волей своей начать новую жизнь, но нет этой воли. Она разложилась на какие-то составные части, желания, мечты, тоску. А крепости в ней нет … Как часто мы подобны морским волнам, которые ударяются об утесы, взлетают и опадают вновь в лоно морское, ничего не достигнув. Редко, редко мы останавливаемся, однако, вниманием на этом. Мгновениями мы тоскуем, мгновениями болит у нас сердце. Мгновениями мы думаем: неужели мне закрыт путь к Богу?.. Но потом мы успокаиваемся, забываем, и нас засасывает болото.

Преподобная Мария Египетская сумела покаяться, а мы…?

Не так случилось с Марией Египетской. Ее охватил ужас, и она бросилась за помощью, за милостью, за спасением. Нам тоже надо научиться этому. Никогда не утешаться тем, что не пробиться нам к Богу, не подойти к Нему. Нам надо научиться с таким раскраиванием о Нем тосковать, чтобы, наконец, сила Божия и милость Божия ответили на наш зов. Отозваться и на наше отчаяние, полное непостижимой надежды. Сможем ли мы так к Нему пробиваться?

За что Мария Египетская много лет благодарила Бога?

Но когда с нами это случается, мы только радуемся! Мы уходим утешенные, мы не думаем, что нам дано было то, чего никакими силами мы не можем добиться сами. Мария Египетская это поняла. Поэтому святая Мария всю жизнь превратила в благодарение Богу. Она поняла — получив то, что ей было дано, уже нельзя жить, как она жила. Дальше можно жить только ликующей и скорбной благодарностью. От всего она ушла, что было ей соблазном, что держало ее в плену! Поэтому и прожила такую дивную жизнь.

В чем состоит подвиг Марии Египетской?

Нам не под силу поднять такой подвиг, но каждый из нас может сделать то, что ему под силу. И мы должны помнить, как апостол Павел говорит, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе. И что сила Божия в немощи совершается. Но не той ленивой, бесплодной немощи, которой мы страдаем, которая нас замучивает и губит.

Через немощь познать Бога

А в другой немощи — богоприимной! В той гибкости и слабости, которая рождается в человеке от сознания, что ему не достичь того, о чем он мечтает. Единственного, к чему он стремится своими силами. Но только силой Божией он этого может достичь. И тогда Господня сила нашу немощь наполняет также, как ветер наполняет хрупкий, слабый парус.

Мария Египетская и старец Зосима
Старец Зосима причащает Марию Египетскую

Этот напор, однако , может привести к пристани корабль. Это — богоприимная немощь, которая заключается в том, чтобы уже на себя не надеяться. И отдать себя послушливо, кротко, в руку Божию, исполняя Его волю! Только Его силой, и тогда все делается возможным, потому что сила Божия в немощи совершается.

Мария Египетская, как пример для подражания

В этом ряду евангельских чтений, победоносных недель надежды, которые нас влекут сейчас к Страстным дням! Когда уже будет время не веры, не надежды, но время зрения Божественной любви! Так же как должна нас укреплять святая Мария своим образом, своим примером! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Есть покаяние, которая Церковь поставляет своим чадам в пример – это покаяние преподобной Марии Египетской. Что же в нем особенного? Жизнь человека в грехе и жизнь, когда греховная жизнь решительно отвергнута. Преображение души, падшей души – блудницы, в ангелоподобную, чистую и целомудренную.

    Внимательно читая житие преподобной, особенно на ту часть, где она исповедуется, рассказывает старцу Зосиме о своей греховной жизни, есть такие слова Марии: «уловившую в сети столько душ!..». Какой путь прошла преподобная, чтобы не только увидеть, осознать, но и почувствовать это состояние погубление душ через свою порочную страсть – сластолюбие. Каждое её слово наполнено пережитым понимания, что есть грех и как он действует, какую разрушительную силу имеет. Имея такие познания, станет ли человек возноситься, почувствует ли себя нечто особенным, в чем то правым? Исповедь преподобной проникнута глубиной познания своего грехопадения. А ведь это пример каждому христианину, который искренно идет ко Христу, к чему приводит покаяние – знанию, что есть грех, что есть зло и кто ты есть. Господь учит: «прощаются грехи  её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощаются, тот мало любит» (Лк. 7:47). Как часто человек прикрывается тем, что того не совершал, не совершал и этого и другого, а потому хоть и есть грехи, да не такие тяжкие, а значит и покаяние мое не такое как у того беспутного грешника. Но разве грех умалился или его разрушительное действие изменилось только потому, что вместо убийства и похоти, ты всего лишь украл у ближнего или оскорбил его? Хотя где более зла больше в первом или во втором варианте вопрос спорный, ибо неизвестно, какими побуждениями человек руководствовался совершая тот или иной грех, а потому тяжесть и ущерб может неравнозначным. Нет разницы между сплетником, клеветником и убийцей, ибо первый убивает душу словом, а второй делом убивает тело, но оба творят зло в равной степени. Нет разницы между блудником и осуждающим, ибо оба соблазняют другого на грех, и если первый плоть свою предлагает на растление, то второй душу растлевает… В исповеди преподобная Мария рассказывается о памяти обета данной Небесной Царице, Пресвятой Деве Марии, её Споручнице и Поручительнице, что станет иной, изменится и сколько эта память помогала ей в борьбе с образами греховными: воспоминаниями, соблазнами и тягами вернуться к прежней жизни. Память и совесть! Не это ли, кладется в начало восхождение души по лестнице покаяния: память об обещании измениться и оставление греховной жизни, и совесть исполнения данного обещания?..

    Святые отцы наставляют, что истинное покаяние и познание самого себя в словах: «ты хуже всех!» Испытай эту истину! Или опровергнешь их знания обретенные через опыт или подтвердишь их истину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *