Преображение Господне Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа толкуют так. Во-первых, это таинственное явление Божественного Величия и Славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками. Случилось оно во время молитвы на горе Фавор. Во-вторых, преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа. В-третьих, это есть откровение всех Лиц Святой Троицы.

Преображение Господне

Прежде всего, преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Про Преображение Господне рассказывают три евангелиста

В основу праздника положено событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа. О Преображении повествуют все три синоптических (Матфей, Марк, Лука) евангелия.

В последний год Своего земного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Спаситель, в преддверии грядущих страданий, начал подготавливать к ним учеников Своих, чтобы они верно восприняли и поняли грядущее. Он сказал ученикам то, что

«Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).

Зачем потребовалось Преображение Господне

Апостолы должны были уверовать, что их Учитель не еврейский пророк, который провозгласит себя царём Израиля, а воплотившийся для спасения рода человеческого Сын Божий. Ведь, не смотря на то, что апостолы уже не раз исповедовали Его Сыном Божиим (особенно после насыщения 5000 человек), но и они жили общееврейской надеждой, что Иисус Христос прежде всего ожидаемый Мессия, который будет земным царем Израилевым.

Менее всего они думали тогда об избавлении людей не только от греха, проклятия и смерти, но и о даровании жизни нетленной, вечной. И эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

Преображение Господне

Через 6 дней после того, как Господь Иисус Христос объявил ученикам о Своих грядущих страданиях, Он с тремя ближайшими учениками – Иоанном, Иаковом и Петром – поднялся на гору Фавор. Она находиться в Галилее, что в двух часах ходьбы на юг от Назарета. Они пошли, чтобы помолиться. Во время молитвы «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:26), «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1).

Явление Моисея и Илии

В это же время явились на гору два ветхозаветных пророка – Моисей и Илия. Но Моисей к тому времени давно умер, а Илия никогда не умирал, он был взят на небо живым. То есть на встрече с Христом Моисей представлял мир мертвых, а Илия – мир живых. Они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». То есть разговор шёл о страданиях и смерти Христа на Голгофе.

Преображение Господне

Наблюдая это, апостолы были поражены, но не испуганы. Напротив – их души охватила радость! Ведь такого очевидного и ясного подтверждения Божественности Учителя никто из них не ожидал. «Равви! – сказал в восторге Петр, – хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Куща – это шатер, или палатка. Но Петру так понравилось на горе Фавор, что он предложил Спасителю остаться там жить.

Голос Бога указал на Христа как на мессию

Но апостолов в этот день ожидало еще более сильное потрясение. Вдруг на них сошло и покрыло светлое облако: «се, облако светлое осенило их». В 3-й книге Царств описывается, как такое же облако, символ особого присутствия Божия, появилось в святилище, в Святая святых. Когда туда внесли Ковчег завета:

«облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8:10-11).

Из облака, которое осенило учеников Господа, послышался голос Бога Отца:

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Это те же слова, которые были слышны при крещении Господнем, но с добавлением:

«Его слушайте».

Это должно было напоминать пророчество Моисея о Мессии (Втор. 18:15) и показать исполнение этого пророчества на Иисусе.

Когда эти слова услышали ученики, то они «пали на лица свои и очень испугались». Но Иисус подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь!» Поднявшись, ученики никого не увидели, кроме одного Иисуса Христа.

Смысл Преображения Господне

С горы все спускались, не проронив ни слова. И только уже у подножия Иисус обратился к апостолам с просьбой никому об увиденном не рассказывать.

… «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых»,

чтобы люди, слыша о такой Его Славе, впоследствии не соблазнились, когда увидят Его распинаемым.

Преображение Господне

Почему именно Моисей и Илия, а не кто-то иной? Вспомним: Спаситель постоянно говорил, что о Нем как долгожданном Мессии свидетельствуют Закон и пророки. В момент Преображения являются два выдающихся ветхозаветных героя. Во-первых, сам законодатель Моисей, получивший Закон из уст Господа. И во-вторых, первый и сильнейший из пророков – Илия.

Как разъясняет св. Златоуст, Моисей и Илия явились по следующим причинам. Во-первых, одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков. Ведь потому «и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа». Во-вторых, Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона. Но таким нарушителем старались представить Его книжники и фарисеи. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью.

Преображение Господне служит обожению людей

Преображение – событие, которое имеет и еще одну грань. Это и обращение к каждому из нас. Христос пришел к нам, чтобы обожить человека. И тот свет, открывшийся на Фаворе, Он готов даром дать нам. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи. Но тот и может принять Божественный нетварный Свет. Сила, преображающая человека, подается через Таинства церковные, через духовную жизнь, через активную веру. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы христианское учение видит духовный смысл жизни.

Почему праздник Преображения Господня празднуется не в феврале

Преображение Господне

Православная Церковь празднует Преображение Господне 19 августа, несмотря на то, что по евангельской хронологии Преображение Господне было в феврале, за 40 дней до распятия Спасителя. Это было установлено потому, что празднование в феврале приходилось бы на дни Св. Четыредесятницы (Великого Поста). Но это было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния. Они изображают собою настоящую (сегодняшнюю) многобедственную жизнь. Тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. При этом на 40-й день после Преображения празднуется Воздвижение Креста Господня. На нём вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых.

Свидетельства о празднике Преображения идут с V в. (слово на этот праздник патр. Прокла). Однако уже в IV в. св. равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

Яблочный спас

Преображение принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия. Во время ее читаются паримии, а также поется канон, в котором подчеркивается величие произошедшего события. Во время службы в праздник Преображения священники надевают белые одежды – как символ того, фаворского, небесного сияния. Праздник приходится на Успенский пост.

Преображение Господне

В  этот день освящаются  яблоки, виноград нового урожая и другие плоды. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.

1 комментарий

  • Ирина:

    Благодарю за статью.

    Читая преображение Господа и Бога нашего Иисуса Христа при трех свидетелях, Своими учениками Петра, Иакова и Иоанна сыновей Зеведеевых, воспринимаешь написанное, конечно как чудо, но сердце твое бьется спокойно. Много читаешь толкование, слышишь проповеди, но все же не разумеешь это событие так, как надо. Но ведь оно оставлено в святом Евангелие, записано и не одним евангелистом, значит это важно! И в этом событии лежит глубокий смысл, который нужно понимать не столько своим разумом, сколько своим умом и сердцем.

    Как совершилось преображение? Господь берет трех Своих учеников и идет на гору. Вот на этом месте надо остановиться и подумать, поразмышлять.

    Господь преобразился не сразу и не вдруг, а после трудного, тяжелого пути – подъема в гору, ибо преображение произошло на горе. Восхождение показывает, что без труда и подвига, ибо подъем это не только труд, но и подвиг, не возможно увидеть Бога. Ученики шли за Своим учителем безропотно, может и не понимая для чего их позвали и зачем они поднимаются в гору, но они идут за своим Божественным Учителем с верой, доверяя Ему. От куда это видно, если их путь в Евангелие не описан? По реакции Петра на преображение Господа Иисуса Христа и на то, что они все взошли на гору. Если бы был ропот и недовольство даже мысленный, уверена, что Господь не продолжил бы подъем и развернулся обратно, ибо Бог ничего не делает против воли человека. Значит шли безропотно с доверием. И это важно! Восхождение по духовной лестнице должен быть добровольным, безропотным и доверительным промыслу и воли Божьей. Господь позвал и три апостола пошли, повел их дорогой трудной, тернистой и не взирая на свою немощь шли безропотно и достигши вершины увидели чудо преображение Господа Иисуса Христа и Его славу. От трудного и может долгого пути апостолы утрудились, так что они были отягчены сном (Лк. 9:32), что указывает, что Господь преобразился не сразу, как только они достигли вершины, а только через некоторое время, значит была молитва. Достижения цели, как взойти на гору, не является окончательной, ибо для созерцания нечто большего нужен еще один труд – молитва. Восходя по духовной лестнице, человек уверен, что достигнув вершину, твоему взору сразу откроются все прелести  духовного мира и ты вкусишь райскую сладость и увидишь своими очами Бога, но без молитвы это невозможно. По тому, что Господь берет не всех учеников на Преображение, а только некоторых из них – избранных, это говорит, что увидеть преображение дано не всем, а кого Господь Бог изберет, а остальные должны верить их свидетельству, и они блаженнее тех, кто видел, ибо вера их опирается не на видимое, а на невидимое (Ин. 20:29).

    «Хорошо нам здесь быть», – говорит Петр Христу (Мф. 17:4; Лк. 9:33). Петр говорит это не от своего имени, но от имени Иакова и Иоанна Зеведеевых, он выражает словами их общее душевное состояние словом «хорошо». Настолько хорошо, Господи, здесь быть с Тобой и Илией и Моисеем, что не чувствуем более усталости, но готовы сию же минуту сделать для вас три кущи. И выразив словами свое состояние души, тотчас осенило их облако и услышали глас Отца Небесного, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте» (Мф. 17:5). Не нужно кущей, не нужно ничего, только слушайте Моего Сына которого Я послал и исполняйте то, чему Он учит вас, и тогда ваше «хорошо» пребудет с вами и в настоящем веке и в грядущем.

    Богу нашему слава во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *