Шестопсалмие

Богослужебный Устав Православной Церкви предписывает на каждой утрени (кроме Пасхальной) повторять шесть (3, 37, 62, 87, 102 и 142) псалмов. Причём читать Шестопсалмие нужно не спешно, протяжно, чтобы всем было слышно хорошо.

Шестопсалмие — духовный смысл

Шестопсалмие в храме Николая Чудотворца
Лидия Александровна Стрельникова читает Шестопсалмие в храме Николая Чудотворца на утрене

Тот же устав требует, чтобы при чтении шести псалмов всем подобает слушать прилежно, со всяким вниманием. Ибо в них ощущаются призывы к покаянию и чувство умиления. Слова в Шестопсалмие  должны произноситься со страхом Божиим, с благоговением. Так, как будто разговор незримо идёт с Самим Господом Богом через молитвы о грехах наших:

не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или харкнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклоненны, и очи имуще долу. Сердечныма очима зряще к востоку, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку, и жизнь вечную.

В это время недопустимы разговоры и другие шумы. Внимать словам Псалмопевца следует с руками, сложенными крест накрест на груди. Со склонённой головой и опущенными вниз глазами. Думать можно о смерти, будущим мукам и жизни вечной. Кто-то из благочестивых писателей сравнил эти псалмы с размышлениями кающегося грешника у яслей Христовых. Подмечено верно, так как Шестопсалмие — это переход от вечерни к утрени. От Ветхозаветных времён к Новому завету. От радости к надежде на родившегося Спасителя. Именно об этом славословят Ангелы при рождении Христа:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…

Шестопсалмие — особенности чтения

Читается Шестопсалмие посреди храма. Чтобы ничто не отвлекало и не препятствовало проявлению чувств молящихся, на время чтения шести псалмов в храме выключают свет и гасят все свечи. Погружение внутреннего пространства во мрак, символизирует темноту Вифлеемской пещеры во время Рождества Христова. Церковь именно на Шестопсалмие вспоминает рождение Богомладенца. Шестопсалмие читается в течение 6-10 минут.

Это время — глубокий, важный момент в вечернем богослужении. Поэтому древняя традиция исключает делание поклонов и накладывание крестного знамения во время чтения шести псалмов. Во второй части Шестопсалмие, когда начинается чтение четвёртого по счёту 87, самого скорбного, изливающего смертную горечь псалма, священник выходит из алтаря. Он встаёт пред царскими вратами и про себя продолжает чтение 12-ти особых «утренних» молитв. Их читать иерей начал ещё в алтаре перед престолом.

Шесть псалмов читать всем верующим

Прочитать Шестопсалмие самому нужно каждому христианину. Наилучшее время для этого чтения наступает тогда, когда тоска сдавливает сердце. А ещё тогда, когда душа томиться скорбью безотрадной. Такие периоды бывают в жизни каждого человека, даже внешне счастливого, довольного, благополучного.

В минуты отчаяния, скорби, недовольства обстоятельствами нужно уединиться и прочитать шесть псалмов. Причем не спеша, внимая умом и сердцем каждое слово Псалмопевца Давида. В такие минуты слова каждого псалма ложатся на сердце, как целительный бальзам. Как благодатный елей. Как утешение бедной, измученной борьбе с грехом, человеческой душе. Если псалтырь составляет костяк богослужений, то Шестопсалмие — это краткое содержание псалтыри.

Видео: Шестопсалмие. Псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142.

1 комментарий

  • Ирина:

    Спаси Господи, за статью.

    Невозможно понять, прочувствовать шестопсалмие, если не пережил состояние, когда “весь мир восстал против тебя”. Куда не глянь все плохо, и в семье, и в разных областях трудовой деятельности, и на душе “кошки скребутся” чувство непонимание, оставленности окружающими, одиночества… И нет иного прибежища, только Ты, Господи. И нет в ником спасении только в Тебе, Господи. Чем сильнее скорбь, тем теснее человек прижимается к Богу, как ребенок, которому страшно, то он сильнее прижимается к матери.
    Это состояние души похоже на темницу, где темно, сыро, одиноко. Всеми людьми забытый и оставленный. И именно в эту минуту оставленности, душа обращается к Тому, Кто поймет, утешит, успокоит, ободрит. К Тому Единственному, Который может помочь все изменить. Это беседа сердца ищущаго не просто поддержки и утешения, но имеющее непреложное знание, что никто кроме Него помочь не может. Господи, Ты мне нужен!…

    И слова сами исходят из сердца: “Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго… (перевод: Господи, почему умножились теснящие меня? Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его…)” (Пс. 3:1-2).

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: