Образ Богородицы в Четвероевангелии

Образ Богородицы в Четвероевангелии

Введение.

История спасения человечества от греха, начинается с момента изгнания прародителей Адама и Евы из Эдема.  Точнее с момента осознания человечеством своей слабости, бренности и невозможности самостоятельно противостоять греху.

С момента как человек в своём грехопадении отпал от Бога и труд стал для него тягостен, окружающий мир враждебен, а естество подвержено боли и болезням, даже появление на свет нового человека стало связано с  болью и тяжестью родов для матери (Быт 3.16-17).

Первое поколение после изгнания, Каин убивает Авеля, а потом с течением времени людские беззакония наполнят мир, и умножается нечестие. Почему же Сын Божий не пришёл сразу для спасения рода человеческого? Почему должны были пройти целые тысячелетия, стёрта всемирным потопом первая, созданная потомками Адама и Евы цивилизация, а миллионы  и миллиарды людей умерли и сошли душой во ад? Для чего нужны были тысячелетия страданий и смертей, без всякой надежды на спасение, огромного количества людей?

Не всё так просто. Человечество должно было созреть для проповеди Спасителя. Его приход подготовлялся как избранным Богом еврейским народом, так и развитием всего человечества. Но самое главное, что Христос не приходил из-за того, что не рождалось на свете женщины такой степени чистоты, через которую могла бы воплотиться вторая ипостась Святой Троицы. Как только эта женщина родилась и достигла взрослых лет, то Боговоплощение состоялось.

В данной работе мы постараемся осветить моменты, относящиеся к земной жизни Пресвятой Богородицы, отражённые в Четвероевангелии, а также проанализировать значение и роль Божией Матери  в событиях, описываемых евангелистами. 

Роль Богородицы в Боговоплощении.

Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Священном Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Богородицы. Из библейского повествования мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жизни Богородицы известны из Церковного Предания: древних сказаний, церковно-исторических сочинений, проповеднических памятников, наследия богослужебных песнопений. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о жизни Богородицы явились раннехристианские апокрифы:

–  “История Иакова о рождении Марии” (“Протоевангелие Иакова”) II пол. – конец II в., Египет;

– “Евангелие детства” (иначе – “Евангелие от Фомы”) II в.;

–   “Книга Иосифа Плотника” ок. 400 г., Египет;

–    “Святого Иоанна Богослова сказание о успении Святой Богородицы” IV-V вв.[1]

Но, мы в нашей работе рассмотрим, только то, что о Пресвятой Богородице рассказывает Четвероевангелие. Внимательно изучив тексты Священного Писания, мы с удивлением обнаружим, что о Божией Матери рассказывается немного.

Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью Пресв. Девы (Мф 1: 16, 18-25; 2: 11, 13-15, 19-23; 12: 46-50; 13. 55; Мк 3. 31-35; Лк 1. 26-56; 2. 4-7, 16-52; 8. 19-21; Ин 2. 1-12; 19. 25-27; Деян 1. 14). Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы.[2]

  Она всегда на втором плане, в тени своего Сына. Почему?  Да потому, что во всех Евангелиях рассказывается о деяниях Сына Божия и упоминание Богородице приводится там только в отношении тайны Боговоплощения, служения и явлению себя миру Сына Божия.  Её великое служение Богу и людям, было сокровенно и малопримечательно для современников. Но именно тайна Боговоплощения, это первое, через что пришло спасение миру.

В Евангелии от Луки, рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы (Лк 1. 26-56) приводится  после повествования о появлении на свет Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а уже потом благая весть о бессеменном зачатии и грядущем рождении Спасителя, благовествуется Пресвятой Деве Архангелом Гавриилом.

   Бог послал к Пречистой Деве архангела Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (Ис 7. 14). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, к-рый возвестил Ей о скором рождении Сына: Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов, и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.

После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, буд. мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском городе Иута. Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (Лк 1. 39-56). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (Лк 1. 46-55), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы около трёх месяцев, затем вернулась в Назарет.[3]

Мы видим полное послушание Божией воле, а также помимо свидетельства ангельского, данного при Благовещении, было получено свидетельство человеческое, от беременной Иоанном Предтечей праведной Елисаветы, данное под воздействие Святого Духа, тем самым завершив свидетельство о тайне Боговоплощения, уже от лица человеческого.

Даже мужу перед людьми своему Иосифу Обручнику, убелённому сединами старцу,  она не стала объяснять ничего, возложив всё упование на Бога. Такая вера Богу невозможна для среднего человека. Большинство из нас ради высшей цели согласны терпеть, голод, нужду и лишения. Но малейший намёк на позор, тем более позор незаслуженный, вызовет  практически у каждого из нас желание самооправдаться, тогда как  Богородица, никому не даёт объяснений по поводу своего положения, возложив всё упование на Господа. И действительно Господь развеивает недоумение Иосифа, свидетельствуя тому о том, что в его семье родится Спаситель, во исполнение пророчества о рождении Девой Месии

Святой евангелист Матфей сообщает о том, что вскоре после обручения Пресвятой Девы Марии старцу Иосифу, «прежде даже не снитися има», т.е. прежде заключения полного настоящего брака между ними, Иосифу стало ясным состояние зачатия во чреве, в котором находилась обрученная ему Мария.

Будучи праведным, т.е., с одной стороны, справедливым, а с другой, и милосердным, Иосиф не захотел обличить Ее мнимого преступления перед всеми, чтобы не подвергнуть ее позорной и мучительной смерти, согласно закону Моисееву (Втор. 22:23-24), а намеревался тайно отпустить ее от себя, не оглашая причины этого. Когда он помыслил это, ему явился Ангел Господень, который объяснил, что Родившееся в подозреваемой им обручнице, «От Духа есть Свята», а не есть плод греха, как он ошибочно думает. «Родит же Сына», продолжал Ангел: «и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их». Имя «Иисус» по-еврейски «Иегошуа» и значит «Спаситель».

Чтобы Иосиф не сомневался в истине его слов, Ангел ссылается на древнее пророчество Исайи, которое свидетельствует о том, что это великое чудо бессеменного зачатия и рождения от Девы Спасителя мира было предопределено в предвечном совете Божием: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Исайя 7:14). Не следует думать, что пророчество не исполнилось, если пророк говорит, что «нарекут имя Ему Еммануил», а Рожденного от Девы Марии назвали Иисусом.

Имя «Еммануил» не есть имя собственное, а лишь символическое. «Еммануил» значит «С нами Бог», т.е., когда совершится это чудесное рождение Младенца от Девы, то люди будут говорить: «С нами Бог», ибо в Его лице Бог сошел на землю и стал жить с людьми – это всего лишь пророческое указание на Божество Христово, указание на то, что этот чудесно рожденный Младенец будет не простым человеком, а Богом. Убежденный словами Ангела Иосиф «прият жену свою», т.е. отказался от намерения отослать ее от себя, оставил ее жить у себя в Доме, как жену.

«И не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца» – «дондеже», т.е. «пока» – не значит, что после рождения Иисуса он «познал Ее», стал жить с Ней, как с женой. Справедливо замечает Златоуст, что просто невероятно допустить, чтобы такой праведник, как Иосиф решился бы познать святую Деву, после того как Она так чудесно сделалась матерью. В данном случае слово «дондеже» – «пока», в греческом тексте «эос» никак нельзя понимать так, как хотят понимать не чтущие Пресвятой Девы протестанты и сектанты, будто бы Иосиф до рождения Иисуса не знал Ее, а после познал, но что он совершенно никогда не познал Ее.

В Свящ. Писании это слово «эос» употребляется, напр., во фразе при повествовании об окончании потопа: «не возвратился вран в ковчег, «доколе» («эос») не изсякла вода от земли» (Быт. 8:6), но он и после не возвратился. Или, напр., слова Господа: «Се Аз с вами есмь во вся дни до («эос») скончания века» (Мат. 28:20); ведь не значит же это, справедливо замечает блаж. Феофилакт, что после скончания века Христос уже не будет с нами? Нет! тогда-то именно тем более будет.

«Первенцем» Иисус называется здесь также не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому только, что Он первым родился у Божией Матери и притом единственным. В Ветхом Завете Бог повелевает освятить Себе «всякаго первенца», независимо от того, будут ли после него другие дети, или нет. Если же в Евангелиях упоминаются «братия Иисуса Христа» (Матф. 12:46; Иоан. 2:12 и др.), то это совсем не значит, что это были Его родные братья.

Это были, как свидетельствует предание, вернее всего, дети Иосифа Обручника от его первого брака. (Мф 1:18-25)[4] которые считались Его братьями перед людьми. Почему же они не упоминаются в повествовании о Рождестве Христовом или его младенчестве?  Есть основания предполагать, что ввиду преклонных лет Иосифа, большинство из них было уже взрослыми людьми и жило уже самостоятельной жизнью, а те кто жил в доме отца не играют ровно никакой роли в евангельском повествовании.  Не следует забывать что Евангелие – это прежде всего свидетельство о Христе и люди упоминаются в нём, только в контексте раскрытия цели жизненного пути и учения Спасителя.

Богородица  и детские  годы Спасителя.

Вся жизнь Марии посвящена  служению Богу и ближним, а главное заботе о Богомладенце, а затем о подрастающем Христе. Он  – центр жизни и смысл существования. Нет, она заботиться и о детях Иосифа от первого брака и находится в беспрекословном подчинении мужу.  И сколько такта, мудрости, смирения и терпения  нужно иметь женщине, явственно осознающей Кого она родила и какой участи заслуживает воплотившийся Богомладенец, чтобы строить правильные семейные отношения, а не возгордиться и вознестись над мужем.

И являть миру пример образцовой честной еврейской семьи небольшого достатка. Это проявляется в её беспрекословном послушании земному супругу. Все дела касающиеся жизни святого семейства, исполнение гражданских обязанностей, обеспечение безопасности, выполняет муж, а Пресвятая Дева беспрекословно следует за ним. И на перепись в Вифлеем, где родила младенца Христа в пещере (Мф. 2: 11; Лк.2:4-7), а затем в Египет, куда пришлось бежать от преследования Ирода. 

Причём следует отметить, что откровение о том, что царь Ирод жаждет убить новорожденного Мессию, было дано не Марии, а Иосифу, как главе семейства. А Феофилакт Болгарский особо отмечает: «Когда же они отошли, се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его. Видишь, для чего Бог допустил, чтобы Дева была обручена! Ибо здесь видно тебе, что обручение сделано было с той целью, чтобы Иосиф заботился о ней и пекся. Он не сказал: “возьми жену твою”, но “Матерь Его”. Ибо, когда подозрение исчезло и праведник удостоверился из чудес при рождении, что все от Духа Святого, то не называет уже Ее женою его.

И беги во Египет. Бежит и Господь, чтобы уверовали, что Он действительно есть и человек. Ибо если бы Он, находясь в руках Ирода, не был убит, то показалось бы, что Он воплотился призрачно. В Египет бежит, чтобы и его освятить, ибо два места были притонами всякого зла: Вавилон и Египет. Итак, поклонение Вавилона Он принял чрез волхвов, Египет же освятил собственным присутствием.[5]»

То есть как мы видим после того как Господь развеял подозрения Иосифа, то ему ясно указывается на его роль в жизни Христа и Божией Матери. Пока жив был Иосиф Обручник, Богородица пеклась о нём и находилась у него в послушании, так как он был поставлен Богом для заботы о Мессии и его Матери. И если было велено семейству укрываться в Египте, то она, не переча мужу, отправилась с новорожденным Христом в странствие. Вы пробовали уговорить женщину, отправится куда-либо из дома на долгий срок, с новорожденным ребёнком на руках? Много ли из них воспримут слова своего мужа как руководство к действию?

Следует отметить, что земная семья Спасителя была примером для окружающих, не только в области семейных отношений, но и в отношении благочестия.  В Евангелии от Матфея подчёркивается, что обрезан Богомладенец был своевременно (Мф. 2:21),  по окончании дней очищения семейство как положено пришло к Храму для принесения жертвы  о первенце, где встретили св. Симеона Богоприимца и пророчицу Анну (Лк. 2:22-29). Этот эпизод, скорее всего, был рассказан   самой Пресвятой Богородицей, потому как дословно запомнить слова Симеона Богоприимца, могла только сама Божия Матерь: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. (Лк. 2:34-35)

Но когда человек находится рядом со святыней, то по нашей немощи может возникнуть ситуация, когда мы привыкаем к святыне. Это происходит тогда, когда эта святыня, становиться частью нашей жизни. Когда Богомладенец каждый день находится с тобой в одной семье, постепенно превращается из младенца в мальчика, а затем и в отрока, то Его близкие, в силу инерции своего человеческого мышления, стали воспринимать как ребёнка, не осознавая до конца с Кем имеют дело. 

Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими.

Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми  и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов.  И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. (Лк. 2:41-52)

Он впервые явил себя. Именно в двенадцать лет – когда мальчик вступает в отроческую пору, но оказался не понятым тогда не только окружающими книжниками, но и людьми, считавшимися его родителями. Видимо они были расстроены и переволновались, да и осознать полноту явленного Христом могла только Божия Матерь. И то годы спустя.

Это были первые слова Христовы, где Он открыто, говорит о своём происхождении и называет Себя Сыном Божиим. Это первое  прямое указание Своей Матери о том, что Он  уже не принадлежит  Ей, а служению людям и делу проповеди.  [6]

Однако,  несмотря на всю необычность и выходящие за границы обыденных способностей разум и понимание Отрока, приведших в изумление всех мудрецов и книжников имевших беседу с Ним, которые приводятся в этом повествовании, Христос преподаёт ещё один урок. Урок смирения. Видя обеспокоенность своей Матери Он подчиняется и  уходит из Храма со своими земными родителями.[7]

Как известно из Предания, Иосиф Обручник не дожил до совершеннолетия Христа и Пресвятой Богородице пришлось одной взять на свои плечи всю ответственность за обеспечение себя и своего Сына необходимым пропитанием.  Потом, когда Иисус вошёл в силу смог самостоятельно трудиться он, конечно, взял на себя труды по добыванию хлеба насущного, но можно предположить, что после смерти  Иосифа Богородице и Христу пришлось познать и тяжкий труд и нужду, хотя напрямую об этом в Четвероевангелии не указывается, только в Священном Предании.

Божия Матерь во время выступления Христа на проповедь.

О взрослых годах Спасителя до Его выхода на проповедь известно мало. Господь находился в послушании у своих земных родителей тридцать лет.  Скорее всего, это была обычная человеческая жизнь.  А когда Ему исполнилось тридцать лет,  то Он после принятия Крещения от Иоанна Предтечи, вышел на проповедь. Почему в тридцать лет? Только с тридцати лет мужчина считался полностью совершеннолетним и мел право учить Закону и толковать Священное Писание.  

Даже некоторые моменты в описании общественной жизни Спасителя привлекают внимание. Если смотреть на описание события на браке в Кане Галлилейской, то прежде всего привлекает внимание, следующее: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» (Ин. 2:1-2). Первой упоминается Божия Матерь, а потом Иисус. Это сделано скорее потому что люди привыкли оказывать честь Божией Матери, как более старшей, так как Христос не начинал ещё своего служения.

И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших *по* *обычаю* очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою.

И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда *это* *вино,* знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. (Ин 2:3-12).

Следует отметить, что своё первое чудо Он совершил по Её просьбе на браке в Канне Галлилейской. Брак, удостоенный присутствия Господа Иисуса Христа и Пречистой Девы Богоматери. Свадьбу праздновали люди небогатые и вина у них на гостей не хватило. Вот первый опыт ходатайства Ее к Спасителю за неимущих и огорченных. «Могут они опечалиться в день радости, но Ты, Человеколюбец Всесильный, помоги им, утешь их», — как бы выражалось в Её заявлении о недостатке вина у них.

Иисус же, называя Ее почтительным в те времена именем «Жено», говорит Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». По замечанию святого Златоуста, Иисус Христос дал понять этими словами, не нарушая должного повиновения к Своей Матери, что в деле посланничества Его в мир управляет им Отец Небесный, Которого волю пришел Он сотворить, и что проявления Его Божественного достоинства имеют другую, высшую цель, а не сверхъестественное облегчение нужд плотского родства Своего. Но Богоматерь не ослабевает в уповании на милосердие Сына; несомненно уверенная в исполнении Своей просьбы, Она прямо обращается к служителям, говоря им: «Что скажет Он вам, то сделайте».[8]        

И Христос по просьбе Своей Матери претворяет воду в вино, и тем самым благословляет и освящает земной союз мужчины и женщины, тогда как  на Тайной Вечере будет благословлён союз духовный Христа и Церкви. Мы видим, что здесь Христос, оказывает Матери уважение и даже выполняет Её просьбу, но он уже совершеннолетний иудейский мужчина и главный кормилец в семье, который имеет право учить Закону и трактовать его. И Он явно показывает, что главное Его предназначение в ином. Причём ведёт Он Себя в строгом соответствии с нормами того времени. Выйдя на проповедь, Он идёт нести свет миру, но то что Пресвятая Богородица мало упоминается в Евангелиях, не значит что Божия Матерь не последовала за Своим Сыном,  стремясь облегчить Его подвиги и труды.

Многие утверждают, что Христос публично отрёкся от своей Матери во время проповеди: «Когда же Он ещё говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:46-50)

Как он мог отречься от Той, которая всю свою жизнь исполняла волю Отца Небесного, и через которую совершилось Боговоплощение? Которая по смирению не входила в дом, скорее всего не желая отвлекать  Сына своего от проповеди.

Этими словами Христос, прежде всего, указывал, что для Него нет ничего выше духовного родства. Родство телесное меркнет перед силой и святыней общих убеждений и единением душ в вере в Бога.

 Пречистая Богородица первая подходила под определение о «творящих волю Отца Небесного». Но для Неё, как для Матери, было тяжело видеть вместе с растущим уважением и известностью Христа и растущее количество завистников. Она не могла не жаждать, чтоб подвиг Христа совершился, но как Матери Ей тревожно и страшно было от возможной смерти Христа. И здесь просто описан эпизод, когда Богородица проявила смирение, для успеха проповеди людям Её Божественного Сына. [9]

Пресвятая Богородица и Страсти Христовы.

Последнее упоминание о Божией Матери  в Четвероевангелии, связанно уже с событиями страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.  Скорее всего, Она стояла на площади, вместе с народом и видела как бесновалась толпа. Стояла у дворца Пилата, ожидая приговора. Видела истязания Её Сына и тяжкий, позорный путь на Голгофу. Она переживала все страдания внутри своего сердца, и была на Голгофе, видя Своего Сына распятым вместе с преступниками.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе. (Ин. 19:25-27)

Страдая на кресте, Христос усыновляет Божию Матерь Иоанны Богослову, тем самым поручая ему  заботиться о Ней. Почему такое происходит? Что это символизирует? Для чего Господу это нужно?

Самое простое объяснение – житейское. Иоанн Богослов, приходился Пресвятой Богородице дальним родственником, хоть и были сыновья Иосифа Обручника от первого брака, но они были не обязаны, заботится о Богородице. Вот потому Христос и поручает свою Мать любимому ученику.

По другой версии, Христос сказал эти слова, заботясь и оберегая свою мать от насмешек недоброжелателей и врагов, не желая открывать им, что между ними находится Его Мать.[10]

А по третьей версии, усыновляя Иоанна Богослова Божией Матери, Христос усыновлял Ей в его лице весь человеческий род. В момент наивысших страданий, давая всякому человеку, уверовавшему в Него, право на родство материнства с Божией Матерью, Христос символически братался со всем человеческим родом.

Усыновляя Своей Матери человеческий род, Господь давал ей права материнства , особенно право ходатайства за всех, грешных, падших, заблудших, слабых и нуждающихся в помощи заступлении и пощаде.[11]

Заключение.

Как мы видим, вся жизнь Божией Матери прошла в Её высшем служении Богу. Грех и смерть вошли в наш тленный и временный мир через женщину, но и спасение от грехов пришло в наш мир через женщину.

Божией Матери пришлось принять на Себя заботы и уход за воплотившимся Богом в период Его младенчества, детства и отрочества. Она  на протяжении тридцати лет общалась с Ним, она учила Его грамоте, Сама учась от Него.  Она была во все годы Его жизни рядом с ним. Но почему в Священном Писании  так мало сказано о Божией Матери?  Почему о Её жизни мы узнаём из Священного Предания?

Как уже говорилось выше, в Священном Писании отражаются события, связанные прежде всего с тайной Боговоплощения, служению Господа людям и явному явлению Христа себя как Сына Божия. Кроме того, бытует мнение, что при составлении Евангелий Пресвятая Богородица по своему смирению запретила упоминать те события, где она играла какую – либо значительную роль.  То, что некоторые события в Евангелии, были записаны со слов Богородицы, как в упоминавшемся выше пророчестве Симеона Богоприимца (Лк. 2:34-35).

А потому, то что Божия Матерь редко упоминается в Четвероевангелии, вовсе не значит что Она не участвовала в жизни Своего Сына, даже когда Он вышел на проповедь.

Просто Пресвятая Богородица, воплощала всей своей жизнью идеал еврейской женщины своего времени. Пребывая Девой,  показывала пример поведения замужней женщины, погружённой в заботу о ближних и в семейные дела. Никогда не выставляла Себя на первый план, скромно держась в тени «мужа» Иосифа Обручника, а затем своего Сына.

Людей такой степени чистоты человечество ждало тысячелетиями. Через Неё пришло в наш мир спасение и именно Она оказалась способна вместить в Своём сердце всех христиан, чтобы быть за них Заступницей и Ходатаицей перед лицом Господа.

Список литературы и  источников:

  1. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых и чудотворных её икон» /сост. Снесарёва С. – Ярославль, 2001.
  2. Казаков О.А. «Книга о Пресвятой Богородице» – С-Пб, 2005.
  3. Козаченко В.И. «Большая книга о Пресвятой Богородице» – М, 2010.
  4. Новый Завет. Псалтирь – М. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви – 2013 г.
  5. Поселянин Е. «Богоматерь на земле» – М,2000 г.
  6. Иером. Филадельф «Заступница усердная» –  Новосибирск. 2010.
  7. http://www.pravenc.ru/text/149527.html
  8. http://www.na-gore.ru/articles/vvedenie_istochniki.htm
  9. Архиеп. Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.- http://blogs.pravostok.ru/katehumen/?p=2024
  10. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея – http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/feofilak/feofb001.htm

[1] Образ Марии в Четвероевангелии. Иеромонах Арсений (Соколов) http://www.na-gore.ru/articles/vvedenie_istochniki.htm

[2] http://www.pravenc.ru/text/149527.html

[3] http://www.pravenc.ru/text/149527.html

[4] Архиеп. Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.- http://blogs.pravostok.ru/katehumen/?p=2024

[5] Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея -http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/feofilak/feofb001.htm

[6] Иером. Филадельф «Заступница усердная» С.63-64 –  Новосибирск. 2010.

[7] Казаков О.А. « Книга о Пресвятой Богородице» С..91 – С-Пб – 2005.

[8] Чудо в Кане Галилейской: претворение воды в вино – http://www.pravoslavie.ru/3035.html

[9] Иером. Филадельф «Заступница усердная» С.73-74 –  Новосибирск. 2010.

[10]  Козаченко В.И. «Большая книга о Пресвятой Богородице» С.84 – М, 2010 г.

[11]  Поселянин Е. «Богоматерь на земле» С.107 – М,2000 г.

1 комментарий

  • Валерий:

    Все прекрасно написано, но вопиющая безграмотность автора сводит на нет всю нравоучительность текста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *