Сретение Господне — православный двунадесятый праздник

Сретение Господне

Сретение Господне

Сретение Господне — один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой. Его назвали так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. 2:22-40).

Приход Девы Марии с младенцем в храм Божий

По закону Моисееву (Левит, 12:1-8), женщине, родившей мальчика, 40 дней нельзя посещать храм Божий. И только на сороковой день после рождения мать приходила в храм с младенцем. Для того чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву — «пару горлиц или двух молодых голубей».

Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении. Она родила Источник чистоты и святости. Но по глубокому смирению Богородица подчинилась предписанию закона.

Сретение Господне

Встреча со старцем Симеоном

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Потому что во-первых, был на нем Дух Святой. Во-вторых, ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Помазанника Господня. В-третьих, По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм. Но именно тогда, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Старец взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-

Иосиф и Мария с изумлением слушали Симеона. Он благословил их и обратился к Марии:

«Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут и многие встанут, и твою душу тоже меч рассечет. Он станет знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют свои тайные помыслы». (Лк. 2:35).

Сретение Господне со старцем Симеоном и Святой Анной

Встреча младенца с Анной пророчицей

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, из племени Ашера. Она не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. Старица подошла к ним и благодарила Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце. (Лк. 2:37-38).

По преданию, Симеон был одним из 72 учёных толковников-переводчиков. Именно ему египетский царь Птолемей II (285-247 годы до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта).

Почему святые Симеон и Анна ждали встречи со Спасителем

Святой Симеон переводил книгу пророка Исайи. Дошел до слов «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14). Тогда он решил, что это явная описка. Вместо «Дева» должно стоять «молодая женщина», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона. Посланец Бога уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Сретение Господне

Так и случилось. В 40-й день после рождения Симеон увидел Спасителя. Он узнал Его, взял на руки. отчего и назван Богоприимцем. Святой прославил Бога: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне. И я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Предсказал его страдания и смерть и затем вскоре умер, прожив всего 360 лет. Частица мощей св. Симеона хранится в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря на Афоне.

Святая Анна, это была 84-летняя старица-вдова, жила только 7 лет в замужестве. Затем она посвятила себя Богу, проводя день и ночь в молитве. По указанию Духа Святого, она узнала Младенца-Спасителя. Тотчас Анна стала прославлять Бога, который даровал людям Спасителя. Она говорила о Нем всем ожидавшим, как о Мессии. За святость жизни и за проповедь о Спасителе св. Анна называется пророчицею.

Сретение Господне — установление праздника

Установление празднования Сретении Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение. От него погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному благочестивому христианину было открыто. Празднование Сретения Господня следует совершать торжественнее. После того как в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, эпидемия в Византии прекратилась. В благодарность Богу, Церковь установила правило — праздновать Сретение Господне торжественнее.

Значение праздника для христиан

Сретенье – означает «Встреча». Храм — это место встречи человека и Бога, место, где происходит нечто очень важное. Именно в храм пришла Дева Мария и принесла Младенца. И именно там святой старец во всеуслышание засвидетельствовал. У меня на руках Спаситель, поэтому начинается новая жизнь. Симеон олицетворял своей жизнью и возрастом ветхозаветную религию

Сретение Господне

События этого праздника говорят, что и Израиль заплатил ту же цену, что некогда заплатили египтяне. Народ, спасенный когда-то ценой крови, завершает свою историю рождением Истинного Сына Израиля. Первенец своего рода, Христос отдал Свою жизнь за людей, порабощенных злом.

Принесение Богомладенца в храм и свидетельство Симеона для христиан — это не просто исполнение обряда, но еще и встреча. Встреча Израиля с явившимся Спасителем, встреча пророчества с его исполнением, встреча Ветхого Завета с Новым. Встреча, свидетельствующая о «передаче власти». Кроме того, о том, что ветхое отныне будет угасать и уходить, а новое вступать в полноту прав. Даже ученики Иисуса не сразу поняли, что Иисус – Мессия. Но вот старец, олицетворяющий Ветхий Завет, знал это с самого начала.

Но все это не просто так. И события спасения Израиля из плена и жертвоприношение за Младенца Христа и тем более Крестная смерть Спасителя — все это говорит о той цене, что заплачена за саму возможность исповедовать истинную веру. Поэтому апостол Павел напоминает христианам: «Вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые — Божьи».

Видео: Сретение Господне (из цикла “Лето Господне”)

2 комментария

  • Ирина:

    Что такое сретение? Это встреча ожидаемая в терпении. Сколько времени ждал обещанного святой праведный Симеон Богоприимец, и ожидание его не было скорым, а обещанное Богом быстро исполненным. Ожидать пришлось годы, долгие, очень долгие годы. Видеть как уходят один за другим люди, которых ты знал, как меняется жизнь в государстве, нравы народа Израильского и народа языческого, видеть неустройства, пережить конфликты… Много что прошло перед взором праведника, и не возроптал, не ослабел в вере не взирая на внешнюю тяготу, на телесную немощь. Каждый из нас знает как тяжело ожидание, как поднимается волна раздражения, ропот прорывается, нетерпение жжет, и это от незначительного времени ожидания. А если время неизвестно ожидания, только знаешь, что встреча будет, ибо верен обещавший. Вера терпелива. Время не важно, не имеет значение, что при ожидании более теряешь, чем приобретаешь, но остаешься верным слову сказанному тебе: «жди… будет… увидишь». Сколько? Бог знает сколько ждать, знает меру твоего терпения и не положил больше, чем ты можешь вынести. Подражай праведнику и получишь награду за свою веру и терпение, встретишь Господа своего, не минует тебя сретение с Ним. И как праведный Симеон Богоприимец скажешь: «Ныне отпущаеши Щедре, возвесилив раба Твоего.» (Утреня, по 2-м стихословии седален). Аминь.

  • Ирина:

    Благодарю за статью!

    Живя человек в земной жизни, жизнь его не протекает спокойно. На его жизненном пути встречаются разного характера скорби, неприятности, боль… Нет ни одного человека у которого бы жизнь протекала спокойно и безмятежно. Так или иначе, но человек сталкивается с тем, что приносит в его душу беспокойство, мятежность, страх, боль, уныние и отчаяние. Хоть человек и живет по меркам недолгую земную жизнь, но и за то немногое отведенное ему время он вздохнет и скажет: «как бы хотел, чтобы ТАКАЯ жизнь прекратилась, как хочется умереть!» И хоть желание жить в человеке сильно, в минуты скорби это желание заменяет желание смерти. Почему так? Не потому ли, что тягота скорби так весома, ощутима и тяжела, что наступает время, когда больше не можешь и не хочешь это терпеть, хочется, чтобы это прекратилось и единственный выход, который видит человек прекращения скорби – это смерть. Умер и все проблемы, скорби, неудачи, неприятности… – вся эта черная полоса закончится, ибо у мертвеца проблем нет. И это невзирая на всю любовь и тягу жить, и не смотря на недолгую жизнь, как поет псалмопевец пророк Давид: «дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь…» (Пс. 89:10), человек испытывает желание умереть и призывает смерть. Как тяжело человеку жить без благодати Божьей. Живя относительно короткую жизнь, человек изнывает от тяжести внешних условий в которых прибывает и ропщет, и унывает, и приходит в отчаяние. Но что было бы с человеком если бы он жил как праведный Симеон Богоприимец, жизнь которого была по продолжительности более трехсот лет? Сколько его глаза видели, сколько правителей сменилось при нем, сколько войн, революций и неурядиц он пережил, сколько скорбей выпало на его долю… и он не отчаялся. Когда есть ради чего жить, когда есть цель – обетование от Бога, тогда и ожидание становится не тягостным. Если бы не обещание Бога, что он увидит Христа, то какова бы была его жизнь? Каково это провожать близких и родных людей, прощаясь с ними и знать, что в этой земной жизни вы больше не встретитесь… Сколько было в его жизни таких потерь? Но он не отчаивался. Он жил и ждал, верил и надеялся…

    Человек рождаясь и живет целями и желаниями построения своего счастья на этой земле и в этой земной жизни. И хоть счастье у каждого человека в своем понимании, хотя оно и сводится к трем пунктам: обогащение, деторождение, слава; на пути достижения цели, человек много претерпевает от своих желаний, мечтаний и провалов надежд. Желания мучают, провалы жгут, будущее рисует и внушает не только радужную надежду, но и страх. Повсюду теснота, мятежность…, постоянный выбор между желанием и совестью. Еще на земле человек живет не зная покоя, стремится – получает и – теряет. Скажет ли человек, когда придет его время уйти из этого мира слова праведного Симеона: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, с миром…»? Скорби тогда не овладевают душой и сердцем, когда человек живет не по своей самости, а по воле Божьей. Не воля была святого Симеона жить так долго и узнать, что значит родится Христос от Девы безмужно, но воля Бога была в том. А когда живешь по послушанию, тогда и земное бремя становится легким. Жизнь в Боге для Бога и ради Бога обретает совсем другой смысл и другие краски. Тогда и потери, скорби, болезни, какими бы они масштабом не обладали, не владеют твоим сердцем и душою. Душа свободна, она живет не для себя, не себе угождает, и действует не по своей воле, но покорилась вся без остатка своему Творцу, Благодетелю и Спасителю. И вот с радостью и благодарностью принимается на руки Обетование – Христос и спокойным, тихим сердцем старец Симеон произносит слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с МИРОМ…» Теперь я отпущен Тобою, мой Бог и Владыко, из этого мятежного, волнующего мира, по слову Твоему – с миром…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *