Новости благочиния

Антипасха в храме Николая Чудотворца


5 мая, воскресение. Первый воскресный день после Пасхи в церковном словаре называется Антипасха, а в народе его прозвали «Красная горка». Слово Антипасха обозначает «вместо Пасхи» или «противоположность Пасхи». Но на самом деле — это не противопоставление ей, а память о прошедшем празднике на 8-ой день. Антипасха всегда служится на восьмой день после светлого Воскресения Христова.

Антипасха 5 мая в Тюльгане
Божественная литургия 5 мая в храме Николая Чудотворца

Красная горка время свадеб и народных гуляний

Этот древний языческий славянский праздник, посвящён богу Ярило, земному плодородию, надежде и любви. Красную горку не зря прикрепили к Антипасхе. Закончился Великий пост и начался сезон венчаний и свадеб. Свершить таинство брака в этот период народ считал почётным, престижным, удачным случаем. Свадьба на Красную Горку обещала молодым парам крепкий долгий союз, счастливую и богатую жизнь. На Руси сложили пословицу: «Кто на Красную горку женится — то во век не разженится».


В деревнях в это весеннее время для молодёжи устраивались весёлые шумные гулянья, на которых пели, водили хороводы, проводили игры. Юноши и девушки наряжались в праздничную одежду и старались понравиться друг другу. Это время засылки сватов к невестам. Слово «красный» обозначает красивый, а выражение горка — это холм, на котором люди собирались на гулянки для встречи весны.

Антипасха предваряет седмицу Фомы


В этот день память о воскресении Христа обновляется, поэтому Антипасха — это «неделя обновления». В храме Николая Чудотворца последний раз служилась литургия по пасхальному чину при открытых Царских Вратах. Антипасху сменит седмица Фомы или Красная горка. Всю неделю Церковь будет вспоминать апостола Фому, который не поверил остальным ученикам, что Христос Воскрес. «Не поверю, пока сам не увижу воскресшего Спасителя!»


Поговорка «Фома неверующий» — это про него. Апостол Фома был неграмотным, но любознательным человеком. Он не поверил апостолам о воскреснии Христа и воскликнул:


Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.


И тогда, воскресший Иисус на восьмые сутки после Пасхи вновь приходит к своим ученикам. Но в этот раз Фома был с ними. Об этой истории сказано в 20-й главе Евангелия от Иоанна. Сказав: «Мир вам!» Христос подозвал Фому:


Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.


А когда Фома сказал: «Господь мой и Бог мой!», Спаситель обратился к нему со словами:


Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.