Неделя всех святых

Православная Церковь празднует День всех святых в первое воскресенье после дня Пятидесятницы, приходящийся на разные даты. Неделя всех святых начинается с 8-го воскресенья после Пасхи. В 2019 году празднование началось с 23 июня. День Святой Троицы — Пятидесятница — знаменуется сошествием Святого Духа на ближайших учеников Христа: апостолов.

Этот день считается Днём Рождения Церкви. Поэтому логично посвятить следующую седмицу памяти всех святых. Именно они просияли благодатью Святого Духа на всей земле, начиная со времен сотворения мира и до Второго Пришествия Иисуса Христа. «Неделя всех святых» вспоминает как канонизированных святых, так и неизвестных при жизни благочестивых христиан, а потому не прославленных.

Неделя всех святых праздничная икона
Церковное празднование всех святых


Какое их количество в христианстве — не знает никто, кроме Бога. Нам не суждено узнать имена мучеников в первые века становления Церкви Христовой, которые были отданы на растерзание диким зверям на аренах цирков. Для нас сокрыты имена монахов и подвижников, которые провели свою жизнь в уединении от мира и ревностно молились за всех людей. Не получится сосчитать имена верных Христу, отдавших свои жизни за Веру в годы гонений на церковь при советской власти.


Бог не ориентируется только на церковную канонизацию — ведь она лишь факт прославления Церковью, которая даёт официальное благословение на всенародное почитание. Для этого и вводится неделя всех святых.


О почитании святых


Важно понимать, что святым не поклоняются (поклоняться можно только Богу), а их почитают. Есть много путей для прославления Бога святыми угодниками. А неделя всех святых — это воспоминание Церкви о них. Апостол Павел на сей счёт писал так:



«…одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:8-11).


Смысл этих слов Апостола состоит в том, что Церковь прославляет самых разных людей, которые получили дар Святого духа как в течении жизни, так и в момент смерти.

Лики святости


С учётом подвигов святых Православная Церковь прославляет их по ликам святости.

На первом месте ученики Спасителя — апостолы.

Далее идут равноапостольные святые, которые также как и апостолы обратили в христианство целиком страну и народ.

Следом за ними почитаются пророки, святители (из числа патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов).

Здесь же находятся и преподобные святые — это те, которые уподобились Господу в монашеских трудах.

За ними идут мученики, кто претерпел страдания и смерть за веру во Христа, великомученники, преподобномученники.

Вровень с ними стоят священномученики, бессребреники (святые, отказавшиеся от своего богатства ради служения Христу, врачеватели, бесплатно лечившие людей).

Рядом с ними расположились юродивые ради Христа — это те подвижники, которые сами сознательно приняли образ безумства. Чуть ниже святые исповедники — люди пострадавшие за Христа, но избежавшие мучительной смерти и страстотерпцы, которые погибли не сопротивляясь убийцам.

Замыкают список праведные святые — это священники из белого духовенства и миряне, прожившие праведную жизнь.

Все святые прославляются Православной Церковью не как равные Богу, а как Его верные слуги, угодники и друзья. При этом восхваляются их дела и подвиги, свершённые благодаря Божьей благодати и во славу Бога. Нужно понимать, что все почести, которые воздаются святым — это величество Божье, подтверждённое их богоугодной жизнью. Святых людей чествуют воспоминаниями в определённые дни Церковного календаря. В честь них строятся храмы, организуются празднования всем народом. Однако Церковь почитает их, в первую очередь, как просителей и заступников наших перед Богом.

За что мы почитаем святых

В святых Церковью почитается благодать Божия, просиявшая в них. А вот другие качества лишь подчёркивают их принадлежность к избранным людям. Это такие важные сопутствующие факторы:

  • безгрешность (без грехов только Бог);
  • явленные чудеса;
  • пророчества и предсказания;
  • жизнь аскетом;
  • подвиги ратных дел.

О святости

Приближение к Божественному миру — это не удел избранных, а должно быть целью жизни каждого последователя Христа. Способность к святости есть в каждом из нас, потому что она заложена Богом при создании человека. Профессор Московской Духовной Академии Осипов А.И. говорит:

…святые – это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих по стихиям мира сего, а не по Христу (Кол. 2:8). Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Ин. 2:16), – все то, что порабощает людей мира сего. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Оно – та духовная красота, которая является отражением невыразимого Бога.

Достижение святости предполагает вполне определенный путь духовного развития, определенную последовательность, постепенность, предполагает наличие особых законов. На эту последовательность и постепенность указывают евангельские «Блаженства» (Мф. 5:3-12). Основываясь на долговременном опыте подвижничества, Святые Отцы указывают, что главнейшим спутником, основой духовной жизни является смирение. По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3) – состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам.

Смирение же проистекает у человека при условии понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и покаянию. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Бога как источника жизни и всякого блага. Смирение исключает возможность горделивого мечтания стать «как Бог» (Быт. 3:5). Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *